Обучающие программы не улучшают приверженность к лечению апиксабаном у пациентов с фибрилляцией предсердий (результаты исследования AEGEAN).
Предпосылки:
Терапия варфарином связана с рядом ограничений: узкий терапевтический интервал, множество взаимодействий с продуктами питания и другими лекарствами, большая частота геморрагических осложнений, а также необходимость регулярного контроля МНО и коррекции дозы препарата.
Использование НОАК позволяет преодолеть многие из этих недостатков.
Тем не менее, приверженность к лечению новыми антикоагулянтами может быть недостаточна в связи с тем, что их прием не требует регулярного посещения клиники для контроля терапии.
Влияние обучающих программ на приверженность к терапии у пациентов с неклапанной ФП до настоящего момента не оценивалось.
Первичная цель исследования:
Оценить влияние обучающей программы на приверженность к лечению у пациентов, получающих апиксабан в связи с неклапанной ФП. Приверженность к лечению планировалось оценить через 24 недели с помощью электронного устройства мониторинга Helping Hand® (рисунок 1) (в устройство вставлен блистер с таблетками, устройство регистрирует и записывает каждое извлечение таблетки).
Рисунок 1. Электронное устройство для контроля приема таблеток Helping Hand®.
Приверженность к лечению у пациента, которому назначен апиксабан дважды в день, определялась следующим образом:
День приверженности к лечению – 24 часа, в течение которых: |
День отсутствия приверженности к лечению – 24 часа, в течение которых: |
Вторичные цели исследования:
1) Оценить влияние обучающей программы на прием апиксабана без отмены препарата (прием препарата без перерыва в течение 30 последовательных дней и более).
2) Выявить предикторы отсутствия приверженности к лечению апиксабаном.
3) Оценить влияние приверженности к лечению на профиль эффективности/безопасности апиксабана.
Дизайн исследования представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Дизайн исследования.
В исследование включались пациенты с неклапанной ФП с показаниями к приему антикоагулянтов. Исследование рандомизированное. В группу дополнительного обучения вошло 579 пациентов, в группу стандартной тактики – 583. Длительность наблюдения составила 6 месяцев.
Результаты
Были представлены результаты наблюдения в первые 24 недели. Было показано, что использование дополнительных обучающих программ не увеличивает приверженности к лечению и не приводит к уменьшению периодов прекращения приема препарата (рисунок 3), причем эти показатели не отличались через 4 и 12 недель от начала лечения.
Рисунок 3. Приверженность к терапии и лечение без отмены препарата более, чем на 30 дней через 6 месяцев наблюдения.
В таблице 1 представлено число основных неблагоприятных событий за 6 месяцев наблюдения.
Таблица 1. Неблагоприятные события в течение 24 недель наблюдения.
Заключение:
Исследование продемонстрировало высокую приверженность к лечению апиксабаном и большую частоту лечения без отмены препарата у пациентов с неклапанной ФП в течение 6 месяцев независимо от использования дополнительной обучающей программы.
Приверженность к лечению при более длительной терапии и возможное влияние обучающей программы на эту приверженность будет оценена во второй части исследования AEGEAN.
По материалам:
1) Montalescot G. Assessment of an education and guidance program for apixaban adherence in non-valvular atrial fibrillation: The randomized AEGEAN study. European Society of Cardiology 2015 Congress. August 30, 2015; London, UK. Abstract 2191.
2) Слайды к докладу на Европейском Конгрессе Кардиологов 2015 «Assessment of an education and guidance program for apixaban adherence in non-valvular atrial fibrillation: the randomised AEGEAN study». Докладчик – G. Montalescot.
http://www.escardio.org/static_file/Escardio/Press-media/Press%20releases/2015/Congress/montalescot-agean.pdf